Сельское поселение "Спаспоруб" муниципального района "Прилузский"

История

Спаспоруб - село на правом  берегу реки Лузы в 47 км к северо-западу от Объячево и в 148 км к юго-западу от Сыктывкара. Одно из древнейших селений Прилузья. Село почти окружено лесами, вблизи северо-восточной окраины находится деревня Урнышевская. Через село проходит автодорога Р176 -Луза-Великий Устюг, от нее в селе отходит дорога к деревне Поруб-Кеповская.  

Исходной датой для определения времени создания «городков на Лузе» считается 1478 год. «А по реке Лузе городки устужские же. Городок Объячеи, …городок Спаскои (Спаспоруб). Ниже Спаского 20 верст Лосменой (Лоемской)…» («Книга большого чертежу», составленная в началеXVII века). Первые описания древнейшего селения Прилузья содержатся в дозорной книге 1620 года. Много лет живет легенда-быль о Спаспорубе …  И ранней весной пошли воины на лодках-ушкуях в разных направлениях, где по воде, а где волоком. Так попали в Сухону, а из неё в реку Юг, оттуда стали подыматься вверх по Лузе. И решил воевода из Новгорода Великого обосновать на сей реке три городища: Лоемское, Спаспорубское и Ношульское. Сам же с сыновьями и толикой дружины остановился в среднем становище. Там же было водружено знамя Спаса Нерукотворного. Высадилась дружина под горой. В то время по всему правобережью реки высились нетронутые леса: корабельная, в три обхвата, сосна, пихта, ель. Место было выбрано знатное. Сама природа должна была защищать городище. Спереди текла Луза, справа — пролегал глубокий овраг, слева — небольшой лог, через который перекинут мосток, который на ночь и при появлении неприятеля подымался. Сзади же впоследствии появился искусственный овраг, вырытый людьми. На крутом взлобке, окруженном оврагами, и была воздвигнута крепость (крепостца). Из громадных просмоленных бревен сложены стены и смотровые башни. В середине городища был вырыт погреб, а из него уходил в лог подземный ход. Дружина, лошади, провиант и воинский арсенал - все можно было поместить и укрыть в крепостце.  В то время на Северах воевала Чудь дикая. Полчища её растекались по лесам и болотам, и преград для неё не было. Чудь прознала, что на Лузе есть богатые городища и ринулась через огромное Читаевское болото на крепостцы. Впереди себя чудь гнала невольников, которые настилали гать перед войском. Много их и по сей день лежит под той гатью. И хлынула Чудь но трём направлениям: на Ношуль, Спаспоруб и Лойму. Заполыхало Ношульское городище, а затем и Лоемское, а гордое знамя Спаса Нерукотворного стояло. На плотах и лодках подступала воинственная Чудь к стенам крепостцы. Тучи стрел летели в её защитников. Но воины новгородские были не лыком щиты, и с их стен в ответ летел град камней и стрел. Много чуди тогда погибло, утонуло в Лузе. Князёк чудской решил взять крепость «не в лоб, так в бок». Были выстланы три гати: прямая — на Спас, и две боковые — на Чульвад и на Пустыню. Эти дороги до сих пор служат грибникам, ягодникам, да охотникам. И ринулась тьма чудская по этим дорогам в обход Спаса. Уже горели крепкие смоляные стены крепости, уже дружинников осталась горстка. Пали в бою и сыновья воеводы. Тогда приказал он открыть люк и вывести через подземный ход все семьи, лошадей, раненых, и через овраг переправить их в лес. Поднялся плачь великий над долиной Лузы: жены, матери, сестры навеки прощались со своими защитниками. А когда они ушли, приказал воевода засыпать ход. Сейчас этот лаз обвалился, а его вход выглядит как яма-воронка посреди городища. В то же время послал воевода гонцов к князю Новгорода Великого с просьбой о помощи, а сам с толикой бойцов, в дыму и пламени, держался до последнего. Ничего не досталось Чуди в городище, только пепел да головешки. Только через два года пришла помощь из Новгорода, но это уже другая история... Люди же, ушедшие через подземный ход, поселились на соседних горах - угорах. Так появилась деревня Красная Гора.

Есть три версии происхождения её названия:

1. Луза тогда текла под самым крутым берегом (под «горами»). «Горы» осыпались, обнажая красный песок, от него и название;

2. От красной крови, пролитой новгородцами; 

З. Красная - красивая, славящаяся высокими, русского типа постройки, избами с множеством окон.

Другая деревня — Гавринская, ныне Васильевская. По всей видимости, родоначальникам был некий Гаврила. Еще есть Гарь и Пустыня. Очень быстро русские сроднились живущими здесь коми. Длительное время, вплоть до 30-х гг. ХХ века через Спаспоруб проходила этническая граница между русскими и коми. Название же села Спаспоруб, скорее всего, произошло от двух слов. Первая часть — Спас — произошла от Спаса Нерукотворного, знамени с ликом Христа. Знамя князя Новгородского говорило, что место это прославленное, великое, Богом спасенное. Вторая часть слова — Поруб (ударение на последний слог) — означает порУб = сруб = изба. То есть, Спаспоруб — это спасенный дом, спасенная крепость или, возможно, святая крепость.  Рядом с городищем сначала была возведена деревянная церковь Спаса Нерукотворного, а уже в ХVIII веке — каменная, которую полностью разрушили после Революции 1917 г. Легенду о Спаспорубском городище рассказал историк Спаспорубской школы Попов Яков Федорович. Были раскопки Лоемского городища, которые начал проводить историк Шехонин Владимир Дмитриевич. Находки мечей, щитов, стрел, а также шлемов и топоров, дают частичное подтверждение этой легенде. Спаспорубская крепость напомнила вновь о себе в предвоенные годы. Когда пробивали дорогу вдоль откоса горы к нефтебазе, из земли вываливались огромные просмоленные бревна, но в то время было не до раскопок.

Документы

  • Все документы
  • Основные документы
  • Локальные нормативные акты

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике